Русская идея
Народная Дружина

"Мы русские.
Какой восторг!"

Русский Чудо-Вождь
Александр Васильевич Суворов


Народная дружина Муниципального Образования город Пушкин

Дружина

Многие считают народную дружину пережитком советских времен. Все помнят людей в кожаных куртках с красными повязками. Но на деле получается совсем другое. История Российского государства и история народной дружины имеют общие корни.

Проведем небольшой экскурс в истории Руси и историю дружины, т. к. рассказать об истории развития дружины без истории становления Российского государства просто невозможно.

История восточных славян, от которых по большей степени и пошла история Руси, насчитывает не один десяток веков. Приблизительно в 5 веке до нашей эры балтославянские индоевропейские племена заселили Центральную и Восточную Европу и разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. В 5 веке нашей эры славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на Западе до Волги на Востоке. Таким образом они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. Кровнородственную общину сменила соседская (территориальная) община – вервь. Перестала действовать власть родового владыки. На общий совет – вече – теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население – народное ополчение, которое строилось по десятичной системе.

Отличие дружины от народного ополчения заключается в том, что народное ополчение собиралось лишь в случае опасности, в него входило все мужское население и защищали они лишь свою территорию, т. е. дальше своего огорода они не выступали. Народная дружина, напротив, было постоянно действующей, признавала власть князя и была на постоянном содержании, т. е. это были профессиональные воины, которые не занимались ничем, кроме обороны данной территории и т. д.

Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен. Таким образом пошел процесс государственности, т. е. процесс объединения племен в одно целое – государство. Образование государства – это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный, т. е. закономерный, результат разложения родоплеменного строя. Предпосылки, т. е. предварительные условия создания государства, складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий.

В 9 веке в жизни восточных славян все большее значение стала играть торговля. Началось образование городов, как центров торговли. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники – печенеги, которые в начале 9 века прорвались через Волгу, сквозь хазарские поселения, и обосновались на широких степных просторах Причерноморья. Под их контролем находилась вся нижняя часть Днепра. Для охраны своих судов и складов купцы стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в дружины (товарищества). Во главе дружины стоял военачальник – князь. Именно с этого и началась история дружины, которая настолько переплелась с историей государственности на Руси, что сложно рассматривать одно без другого.

Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. Стали возникать княжения, т. е. территории, признающие власть того или иного князя. Такие княжения существовали у полян, древлян, кривичей, ильменских словен, дреговичей и т. д. Князь с дружиной был необходим для защиты не только торговых караванов, а для защита как самих городов, так и всех приближенных территорий. народ находился под защитой дружины.

Пойти по пути объединения, т. е. создания государства, заставила общая военная угроза, которая исходила от степняков на юге и норманнов на северо-западе.

Некоторые восточнославянские города стали приглашать к себе за небольшую плату вооруженные отряды руссов во главе с военачальниками князьями. Постепенно из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обязали население за выполнение своих обязанностей платить им вместо жалованья постоянную и более высокую плату – дань.

В 862 году восточнославянские и финоязычные племена, находившиеся под властью варягов, прекратили платить им дань и прогнали их. Однако очень скоро племена рассорились, дело дошло до вооруженных столкновений. В 9 веке возникла угроза хазарского завоевания. Тогда собрались представители всех племен и отправили приглашение варягам. На приглашение откликнулся варяжский князь Рюрик. Он обосновался со своей дружиной в городе Ладоге. Так в северо-западных землях возникло крупное княжество, центром которого стал построенный Рюриком новый город – Новгород. В результате объединения двух главных центров восточных славян – южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом – образовалось государство, получившее название Русь. Главой Руси был великий киевский князь. Он опирался на свое войско – дружину. Дружинники нередко жили с князем под одной крышей, ели с одного стола, делили с ним дань и военную добычу. Князь в своем правлении опирался на дружину и советовался с дружиной во всех делах.

С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные территории, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась полюдьем. Племена были обязаны также в случае войны собирать для князя ополчение.

Читая летописи поражаешься на сколько много значила дружина в период образования государства на Руси. Формирование государства и формирование и укрепление дружины шли совместно, плавно переплетаясь друг с другом на столько, что выделить что-то одно, без другого невозможно.

На этом с историей, уходящей корнями далеко в прошлое, закончим и перейдем к истории, которая более близка нашему времени.

Как всем известно история нашего времени, т. е. новейшая история, начинается с истории советского времени. Начиная с революции 1917 года народные дружины существовали практически при каждой фабрике, при каждом заводе и т. д. Образование нового советского государства, как впрочем и образование любого государства, не проходило гладко. Был полный развал экономики. На улицах процветал хаос во всем его многообразии: остаточные явления белогвардейского направления, которые стремились подорвать советскую власть изнутри, воровство, разбои, мародерство и т. д. Опять же на помощь молодому государству пришло образование народной дружины. С каждого предприятия выделялось по нескольку человек, которые помогали молодой, еще не окрепшей и не вставшей на ноги, милиции патрулировать улицы, задерживать преступников, вести борьбу с бандформированиями. Именно тогда и появились люди в кожаных куртках с красными повязками на руках. Дружинники тех времен мало чем отличались от красных комиссаров и милиционеров. Они также носили оружие, имели право задерживать преступников и т. д.

Во времена застоя дружина также процветала. Люди шли в дружину за отгулы на работе, за премии, за бесплатное питание на производстве и тому подобное. Штабы народной дружины существовали при каждом отделении милиции. Каждый участковый мог рассчитывать на помощь как минимум 5-6 дружинников. Советские дружинники также носили красную повязку на руке, совместно с патрульно-постовой службой патрулировали улицы города, вместе с группами быстрого реагирования выезжали на вызовы и оказывали всяческую помощь сотрудникам правоохранительных органов.

С началом времен перестройки деятельность народной дружины немного поутихла. По прежнему сохранялись штабы народной дружины при отделениях милиции, но народ в дружину не шел, т. к. предприятия с которых шел набор в народную дружину испытывали экономические трудности, а люди не работавшие на данных предприятиях не видели смысла в деятельности народной дружины или вообще потеряли веру в правоохранительные органы. Постепенно деятельность дружины сошла на нет. Почти исчезло даже название – народная дружина.

Но начиная с 2001 года деятельность народной дружины возродилась благодаря принятию Закона Санкт-Петербурга об участии граждан в обеспечении правопорядка. Приведу некоторые выписки из этого закона:

Закон Санкт-Петербурга от 8 ноября 2001 г. N 760-95 «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга31 октября 2001 года)(с изменениями от 25 ноября 2002 г.)

Настоящий Закон Санкт-Петербурга определяет правовые основы и формы участия граждан Российской Федерации (далее - граждане) в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге.

Предметом регулирования настоящего Закона Санкт-Петербурга являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге. Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, с частной детективной и охранной деятельностью.

Участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге имеют право граждане, достигшие возраста 18 лет, соответствующие требованиям профессиональной, физической и психологической подготовки, устанавливаемым Администрацией Санкт-Петербурга.

Граждане могут участвовать в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге только под руководством и при непосредственном участии сотрудника правоохранительных органов.

После принятия данного закона началось образование штабов народных дружин при отделениях милиции. Первым в этом стал Санкт-Петербург. Видя действенность дружины к этому присоединилась и Москва.

Рассмотрим закон Москвы о деятельности народной дружины: Закон г.Москвы от 28 марта 2001 г. N 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка».

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей Москвы в охране общественного порядка, оказании содействия органам внутренних дел. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.

Участие жителей Москвы в охране общественного порядка осуществляется на основе прав на необходимую оборону, действия в условиях крайней необходимости, установленных законодательством Российской Федерации. Наделение граждан дополнительными правами в связи с их участием в охране общественного порядка возможно только на основании законодательных актов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними законов города Москвы.

Жителям Москвы, участвующим в охране общественного порядка, законодательством города Москвы могут устанавливаться дополнительные гарантии социальной защиты. Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. N 36 «О Московской городской народной дружине».

Московская городская народная дружина - государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания населением города Москвы содействия органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из жителей Москвы, принятых в ее состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения - Московского городского штаба народной дружины.

Народный дружинник при исполнении им обязанностей, возложенных на него настоящим Законом, имеет право:

  • требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
  • использовать транспортные средства организаций независимо от их форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для транспортировки в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
  • пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органом внутренних дел или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности.

Также народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы.

Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.

Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гарантии социальной защиты народных дружинников устанавливаются Правительством Москвы.

До настоящего времени отсутствует федеральный закон о народной дружине.

22.10.2002 принят к рассмотрению протокол заседания Совета ГД № 139 Проект федерального закона № 248699-3 «Об участии граждан РФ в охране общественного порядка», который устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан РФ в охране общественного порядка, оказании содействия органам внутренних дел. В проекте закона указано, что участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе прав граждан на необходимую оборону и действия в условиях крайней необходимости, установленных законодательством РФ.

Данный законопроект развивает норму, содержащуюся в подпункте 8 п. 2 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относящуюся к вопросам местного значения охрану общественного порядка, и устанавливает индивидуальные и коллективные формы участия граждан в охране общественного порядка.

Граждане, которые не зная положений Закона, рассуждают, что они «якобы» не видят на улицах нашего города Дружинников, используя отсутствие в СМИ информации и не догадываются, что человек в форме с надписью на спине «ДРУЖИНА» и есть тот самый «невидимый» добровольный народный дружинник.

Такой важный раздел как права народного дружинника в Законе С-Пб отсутствует, в Законе Москвы данный раздел закреплен. У нас в городе это источник споров. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это законом. Также отсутствуют гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников. Хотя в Москве дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства.

Разница в понимании значимости, полномочий и прав дружинника в Москве и С-Пб не является существенным препятствием для развития участия граждан в обеспечении правопорядка в С-Пб.

Порядок городу необходим. Чем спокойнее будет в нашем доме, на нашей улице, в нашем городе, тем более эффективно пойдет процесс восстановления и процветания нашего государства. Хотите жить в сильном и надежном государстве; хотите ходить по улицам и не оборачиваться назад в темных подворотнях; хотите уверенности в завтрашнем дне приходите в народную дружину.

Вместе мы способны сделать мир лучше!

Скиф
Hosted by uCoz